Вып. 18, год 2003

На главную страницу Поиск Оставить комментарий к статье

ТЕРАПИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАСТРОЙСТВ


British Journal of Psychiatry 2003; 182, 199–204

Гиперпролактинемия у женщин, вызванная антипсихотическими препаратами:
патофизиологические процессы, степень тяжести и последствия
Обзор некоторых источников литературы

A. Wieck and P. M. Haddad
Адрес для корреспонденции: Dr. A. Wieck, Manchester Mental Health and Social Care Trust, Laureate House, Wythenshave Hospital, Southmoor Road, Manchester M23 9LT, UK. E-mail: angelika.wieck@man.ac.uk
Antipsychotic-induced hyperprolactinaemia in women: pathophysiology, severity and consequences
Selective literature review

Предпосылки. В течение десятилетий гиперпролактинемия была неизбежным и игнорируемым побочным эффектом антипсихотических препаратов. Недавно разработанные антипсихотические вещества, не влияющие на концентрацию пролактина в крови, делают своевременным пересмотр этой проблемы.

Цели. Провести обзор литературы по изучению вызванной антипсихотическими препаратами гиперпролактинемии и ее последствий.

Метод. Проводился поиск ключевых статей в базе данных Medline (1966–2002), который дополнялся перекрестными ссылками.

Результаты. Во время лечения антипсихотическими препаратами концентрация пролактина в сыворотке крови может повышаться более чем в 10 раз, а полученные данные указывают на то, что у 17–78% больных женщин возникает аменорея в сочетании с обильной лактацией либо без нее. Однако данные исследований свидетельствуют о том, что врачи недооценивают распространенность этих состояний. Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы изучить отдаленные последствия снижения выработки эстрогенов, вызванной антипсихотическими препаратами, кроме того, к ним по-видимому, относится ранняя потеря костной массы.

Выводы. В процессе лечения пациенток психиатрического профиля следует уделять должное внимание гиперпролактинемии, вызванной антипсихотическими препаратами.

Клиническое значение

· Симптоматика со стороны эндокринной системы возникает у многих женщин, которых лечат антипсихотическими препаратами, повышающими концентрацию пролактина в крови. Эти симптомы могут вызывать сильное беспокойство и служить причиной несоблюдения схемы приема психотропных средств.

· У многих пациенток с психотическими расстройствами в предклимактерический период возможен риск ранней потери костной массы и других последствий хронического снижения выработки эстрогенов, обусловленного длительным приемом антипсихотических препаратов.

· Наличие нерегулярных менструаций, симптомов со стороны грудных желез и сексуальной дисфункции следует проверять перед назначением препаратов, повышающих концентрацию пролактина в крови, и в процессе лечения ими, при этом возможные варианты лечения следует обсуждать с пациентками.

Ограничения

· Эта статья не претендует на систематический обзор литературы.

· Получены показатели распространенности лишь следующих клинических симптомов, вызываемых гиперпролактинемией, возникающей у женщин вследствие приема антипсихотических препаратов: нерегулярные менструации, обильная лактация и сексуальная дисфункция. Как правило, эти данные были получены в некрупных и поперечных исследованиях.

· Пока неясно, насколько у больных шизофренией женщин эффекты лекарственных препаратов (кроме гиперпролактинемии и связанных с болезнью органических процессов) усугубляют дисфункцию яичников.

Библиография: 67 наименований.


На главную страницу Поиск Оставить комментарий к статье

Copyright © 1998-2003. Обзор современной психиатрии. Все права сохранены.