Вып. 19, год 2003

На главную страницу Поиск Оставить комментарий к статье

ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ


Advances in psychiatric treatment 2001; vol. 7, pp. 343-349

Расизм, значимые жизненные события, 
связанные с расовой принадлежностью, и психические расстройства

Dinesh Bhugra and Oyedeji Ayonrinde
Адрес для корреспонденции: Dinesh Bhugra, Institute of Psychiatry, De Crespigny Park, London SE5 8AF, UK.
Racism, racial life events and mental ill health
© 2001 The Royal College of Psychiatrists. Printed by permission

Dinesh Bhugra — руководитель и преподаватель отдела культуральной психиатрии в Институте психиатрии. Его научные интересы охватывают вопросы влияния культуры на психические расстройства, духовность, сексуальную дисфункцию и сексуальные девиации. Oyedeji Ayonrinde является специалистом, работающим в приемном отделении медицинского объединения South London and Maudsley NHS Trust. Его научные интересы включают психическую патологию, в частности особенности и лечение аффективных расстройств, распространенных среди выходцев из Западной Африки.

Общеизвестно, что развитие различных психических расстройств связано со значимыми жизненными событиями. Имеющиеся данные выдвинули на передний план роль неприятных или приятных жизненных событий в возникновении распространенных психических расстройств, в особенности депрессии. Эти данные были подтверждены исследованиями, проводившимися в условиях различных культур, хотя есть различия в воздействии разных жизненных событий в зависимости от той или иной культуры. Помимо того, было показано, что перманентные затруднения (которые охарактеризованы ниже в разделе “Значимые жизненные события и психические расстройства”), вызывающие длительный хронический стресс, повышают предрасположенность к некоторым психическим расстройствам. В то же время получено мало данных о влиянии значимых жизненных событий (в частности, тех, которые воспринимаются как связанные с расовой принадлежностью) на представителей национальных меньшинств. Вопросы, которые необходимо осветить, касаются восприятия значимых жизненных событий как связанных с расовой принадлежностью, роли распространенных и осознанных институционализированных и индивидуальных проявлений расизма и перманентных затруднений.

Цель настоящего обзора литературы — привлечь внимание клиницистов к некоторым из этих важных факторов, которые могут приводить к обострению или затяжному течению психических расстройств.

РАСЫ И РАСИЗМ

До середины 20-го века понятие расы использовалось как дарвинистский способ подчеркнуть, что чернокожие люди стоят ниже на эволюционной лестнице и более примитивны по сравнению с белыми. Это было принято научной общественностью как доказанный факт и таким образом узаконено в научной биологии. Расизм бывает нескольких видов, как на индивидуальном, так и на институционализированном уровне.

Термин “раса” имеет три значения: биологическое, общеупотребительное и политическое (Fuller & Toon,1988).

В биологии “раса” обозначает генетическую обособленность различных групп: каждая “расовая” группа имеет общее генетическое оформление, отличающееся по некоторым параметрам от генетического оформления других групп. Однако генетические различия в рамках каждой расы характеризуются настолько широким диапазоном, что два человека, принадлежащих к одной и той же расовой группе, могут иметь большие отличия друг от друга, чем средние различия между двумя различными группами. Расы не являются строго разграниченными, и границы между ними проведены условно. В медицине понятие расы часто используется как категория, которая позволяет специалистам связать определенные болезни с теми или иными расовыми группами, например кистозный фиброз с некоторыми группами белого населения. Такое понимание может узаконить расистский образ мышления.

В повседневном значении для неспециалистов раса стала синонимом внешних признаков человека, при этом цвет кожи приобрел незаслуженно большое значение.

Использование этого термина в политических целях позволяет большинству населения консолидировать власть, а группам меньшинств рассматривать свои национальные особенности с политической точки зрения.

Всемирная организация здравоохранения в опубликованном ею “Лексиконе кросс-кулыуральных терминов, относящихся к психическому здоровью” (Lexicon of Cross-Cultural Terms in Mental Health, the World Health Organization, 1997) предложила следующие определения расизма, расовых предрассудков и этноцентризма. Расизм — это вера в то, что существует неотъемлемая связь между считающимися унаследованными и кулыураль-ными чертами и что некоторые группы людей в биологическом отношении превосходят остальных. Расовые предрассудки — это негативный эмоциональный настрой либо негативная установка в отношении того или иного индивидуума либо группы, основывающиеся на отдельно выбранных социальных или кулыуральных характеристиках. Этноцентризм — это преувеличение ценности своей культуры по сравнению с другими культурами; при этом тенденциозные суждения о том, что является хорошим, правильным, красивым, моральным, нормальным, здоровым или разумным, базируются на своей собственной культуре как эталоне. Индивидуальные проявления расизма отличаются от институционализированного расизма, который представляет собой коллективные убеждения сотрудников той или иной организации, глубоко укоренившиеся в системе ее деятельности. Несмотря на то, что большинство специалистов отрицательно относятся к теории (генетически) передаваемой психической неполноценности, среди населения общепринято считать, что качества индивида — у него “в крови” (Thomas & Sillen 1991).

Понятие “этническая принадлежность” часто используется для того, чтобы избежать слова “раса” с его уничижительным значением, а также как признание факта, что различные расы могут принадлежать к одной культуре. Под термином “этническая принадлежность” в основном подразумевают психологическое чувство принадлежности, которое часто подкрепляется сходством внешнего вида или социального поведения (MacLachlan, 1997).

В докладе MacPherson (MacPherson, 1999) институционализированный расизм определяется как “коллективная неспособность организации оказывать надлежащую профессиональную помощь людям в связи с цветом их кожи, культурой либо этническим происхождением. Это можно заметить или выявить, наблюдая деятельность, установки и поведение со значительными проявлениями дискриминации в виде предрассудков, невежества, легкомысленности и расистских стереотипов мышления, что ставит в невыгодное положение представителей этнических меньшинств”.

Основная проблема, вызванная таким определением, в том, что оно приводит доводы в пользу выявления недостатков в деятельности организации (как живого организма), но не всегда понятно, какие это виды деятельности, кто выявляет недостатки и кто должен их устранять. Субъективный опыт или интерпретацию расизма определить еще труднее, так как частично они непосредственно связаны с индивидуальными чертами личности, с предшествующим жизненным опытом и системами поддержки (социальными и экономическими).

В более ранних работах Bhugra и Bhui (1999) высказывали точку зрения, что подчинение меньшинства большинством посредством использования исторических, социальных, биологических и экономических факторов — распространенное явление в человеческой истории. Не вызывает сомнений то, что расизм и связанные с ним идеи появились еще в дохристианские времена. В 100 году до новой эры Cicero советовал Atticus не покупать рабов из Британии, потому что они глупы, ленивы и неспособны к обучению. Однако идеология, лежащая в основе расизма, основывается на желании сохранить существующее положение и на убежденности в превосходстве одной группы над другой по причинам, связанным только с расовой принадлежностью или с биологическими особенностями. Раса представляет собой таксономическое понятие с ограниченной степенью полезности, и в течение последних 30 лет оно начало уступать место терминам “этническая принадлежность” и “куль-туральные группы”, отличающимся гораздо меньшей определенностью. Расизм можно рассматривать как идеологию, как установленный порядок и как социальную конструкцию.

Необходимо отличать расизм от расовой дискриминации. Первый ограничивается рассуждениями о делении человечества на расы (что может привести к этноцентризму). Второе понятие, напротив, касается реальных форм поведения людей. Расизм существует во многих формах, некоторые из них отражены во вставке 1.


Вставка 1. Виды расизма

Доминантный. Ненависть воплощается в действиях.

Аверсивный. Индивид убежден в своем превосходстве, но не может действовать.

Регрессивный. Взгляды индивида на расизм проявляются регрессивными формами поведения.

Подсознательный инстинктивный расизм. Страх перед чужестранцами.

Объясняемый инстинктивный расизм. Рационализация, обоснование страха перед чужестранцами.

Культуральный. Отвержение, злословие по поводу особенностей проведения свободного времени, соблюдения обычаев в обществе и быту.

Институционализированный. Отношения в коллективе организации к некоторым лицам как к неполноценным.

Патерналистский. Большинство “знает”, что хорошо для меньшинства.

Расизм, “не различающий цветов”. Признание различий рассматривается как вызывающее рознь между культурами.

Неорасизм. Скрытый в “индивидуализме”: не одобряются положительные действия, наличие расизма рассматривается с точки зрения имеющихся достижений группы.


Необходимо подчеркнуть, что расизм не является статическим феноменом. Кроме того, его необходимо отличать от расистского поведения, при котором расовые предрассудки одного человека по отношению к другому проявляются действиями. Расизм использует верования и обычаи для оправдания и сохранения неравенства, недопущения в общество одних групп и доминирования других. Представляет интерес использование тактики “неразличения цветов” как формы расизма. Когда “не различающие цветов” имеют дело с группой людей более низкого социального уровня с другим цветом кожи, они не воспринимают их как имеющих свою историю, культуру, духовную и социально-экономическую сущность. Расизм также может усугублять воздействие бедности на здоровье людей. Moore (2000) считает, что важными факторами возникновения расизма стали психология колониализма, ограничение использования информации, средств связи и свобод. Расист доминантного типа открыто проявляет расовую нетерпимость, тогда как расист аверсивного типа проявляет неприязнь и стремится избегать контактов. Расистские наклонности некоторых людей могут принимать форму бессознательных проявлений массового поведения (Kovel, 1984). Ненависть со стороны других (“они-группа”) (см. определение ниже в разделе “Значимые жизненные события, связанные с расовой принадлежностью”) и авторитаризм также вносят вклад в сохранение существующего положения.

Психиатрия отражает господствующие общественные ценности; она может быть подавляющей и может воcприниматься как подавляющая, если люди изолируются помимо их воли. Такое положение порождает чувство отчужденности, и вследствие переживания этого чувства в течение определенного времени представители этнических меньшинств могут испытывать еще большее унижение. Влияние расизма на научные исследования и обстановку в лечебных учреждениях охарактеризовать чрезвычайно сложно. Специалистам медицинского профиля, оценивающим индивида с различающихся этнических и культурных позиций, важно осознавать собственное восприятие расовых проблем (вставка 2).


Вставка 2. Самооценка врача

Врачи всегда должны осознавать:

• собственные симпатии и антипатии;

• собственные качества, например расовую принадлежность, пол, этнические и культуральные особенности, возможности влияния;

• возможность научения у пациента;

• возможность идеализации той или иной культуры;

• сильные и слабые стороны культуры пациента;

• сильные и слабые стороны собственной культуры.


ЗНАЧИМЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Модель “диатез-стресс”, объясняющая этиологию психических расстройств, предполагает, что у лиц, чувствительных к стрессовым воздействиям, при наличии определенных условий и отсутствии адекватной системы социальной поддержки или защитных факторов могут развиться психические расстройства. Понятно, что нежелательные значимые жизненные события могут влиять на адаптационный потенциал и психическое здоровье людей (Rutter, 1985), значительно повышая таким образом заболеваемость психическими расстройствами. Наиболее сильные и согласующиеся корреляции выявлены в отношении этиологии депрессий (Brown & Harris, 1978, Paykel, 1994); кроме того, была установлена определенная роль этих явлений в развитии психотических расстройств (Brown & Harris, 1978). Связь между значимыми жизненными событиями и распространенными психическими расстройствами была также отмечена в условиях культур, отличных от западных (Vadher & Ndetei, 1981; Guereje, 1986; Bebbington et al, 1998). Исследования генетических факторов и значимых событий семейной жизни показали, что лица, которые больше предрасположены к депрессивным расстройствам, чаще воспринимают жизненные события как угрожающие. Finlay-Jones и Brown (1981) отметили, что жизненные события, связанные с утратами, особенно влияли на возникновение депрессии, а события, связанные с опасностью для жизни, — на развитие тревожных расстройств.

Brown и Harris (1978) определяют “длительное затруднение” как проблему, которая существует на протяжении не менее четырех недель, а “значимое жизненное событие” как проблему, возникшую непосредственно вследствие какого-либо события на определенном отрезке времени. Эти авторы обнаружили, что 38% пациентов отделения общей хирургии, страдающих депрессией, пережили тяжелые жизненные события. Пациенты, которые испытывали большие затруднения (на протяжении предыдущих двух лет) и тяжелые жизненные события, составляли 62% всей выборки страдавших депрессивными расстройствами. Значительные длительные затруднения, вероятно, связаны с депрессией: они чаще ухудшают когнитивные процессы и могут привести к непродуктивности мышления. Принадлежность к определенному социальному классу, материальная помощь и содействие близких друзей (т. е. социальная поддержка) до некоторой степени облегчают жизнь индивида.

Brown (1998) писал о значении переживаний безнадежности, ущемления интересов, унижения, неудачи в этиологии депрессивных расстройств. Среди других жизненных событий, вызывающих депрессию, можно назвать попытки ущемления чувства собственного достоинства, которые унижают человека, подрывая его понимание своего социального положения, своей привлекательности и значимости и, очевидно, блокируя пути к отступлению (Gilbert & Allan, 1998).

Вполне возможно, что подобные этиологические модели подойдут для представителей этнических меньшинств, и клиницисты должны оценивать у пациентов чувство собственного достоинства, переживания ущемления своих интересов и недостаточность социальной поддержки.

 

ЗНАЧИМЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ

Для представителей этнических меньшинств роли значимых жизненных событий, связанных с расовой принадлежностью, многочисленны и разнообразны (Bhugra & Ayonrinde, 2001). На отдельных лиц и группы людей может оказывать большое влияние миграция (см. Bhugra & Cochrane, 2001). Трудно получить точные данные о распространенности нападок, насильственных действий и преступлений на расовой почве (преследований, нападений и оскорблений). Это объясняется несколькими причинами: иногда люди не понимают расовой подоплеки этих агрессивных действий и поэтому не упоминают о них в своих заявлениях; расовая принадлежность правонарушителя не всегда известна; жертвы могут ошибочно приписывать конфликту расовые мотивы; они могут не подавать заявления в связи с продолжающимся преследованием или с отсутствием достаточных доказательств правонарушения.

В Британском криминологическом исследовании (The British Crime Survey (BCS)) и полицейских досье используются различные подходы к сбору данных. В исследовании (BCS) регистрируются как совершенные (фактические) правонарушения (например, вандализм, ограбления, кражи, нанесение телесных повреждений, нападения и разбой), так и угрозы применением насилия. Сотрудники полиции регистрируют только совершенные правонарушения, хотя они также отмечают любые расовые мотивы, если о них делается заявление или по поводу них у следственных органов возникает подозрение. Данные BCS касаются лиц старше 16 лет, а полиция регистрирует правонарушителей независимо от возраста. Fitzgerald и Hale (1996) приводят данные BCS о том, что только 2% всех правонарушений их жертвы объясняли расовыми мотивами, около четверти из них были совершены в городских гетто.

Этнические различия существуют и в тенденциях сообщать о правонарушениях (Commission for Racial Equality, 1999). Говоря о виде правонарушения, форме сообщения и задержке обращения с заявлением, надо признать, что эти аспекты остаются недостаточно исследованными.

По данным Chahal и Julienne (1999), не сообщается о 43—62% конфликтов на расовой почве. Среди зарегистрированных правонарушений были нанесение телесных повреждений, приставание, оскорбления и угрозы, а также нанесение материального ущерба. Маловероятна регистрация заявлений о конфликтах, связанных с невозможностью получить работу, деньги под залог для финансирования учебы в школе или медицинской помощи и т. п. В исследовании субъективных переживаний проявлений расизма эти авторы с помощью качественных методов показали, что пострадавшие описывали расовые конфликты как общепринятую практику в обществе, в котором они живут. Авторы также использовали различные способы выявления подобных событий, большинство из которых касалось личных или социальных отношений. Трудности выявления чаще всего были связаны с чувством стыда, несостоятельности, безнадежности или недоверия. Только участившиеся конфликты заставляли людей обращаться с заявлениями в предусмотренные законом инстанции. Чаще всего обращались к врачам общей практики, однако в большинстве случаев результаты не вполне удовлетворяли (например, врач мог написать письмо в адрес органов жилищного управления с просьбой помочь с жильем, но не больше этого). Таким образом, даже если конфликты выявляются, им обычно не придается соответствующее значение. В этой группе пациентов обычно повторялись жалобы на гнев, напряженное состояние, депрессию, повышенную раздражительность и нарушения сна.

Значимые жизненные события, связанные с расовой принадлежностью, представляют собой проблемы, которые относятся непосредственно к расовому поведению, и они возникают в различных сферах жизни (вставка 3).


Вставка 3. Сферы, в которых происходят значимые жизненные события, связанные с расовой принадлежностью

Жилье.

Образование.

Трудоустройство.

Доходы.

Здравоохранение.

Случаи оскорбления.

Нанесение материального ущерба.

Право и социальное обеспечение.


Затруднения, связанные с расовой принадлежностью, можно определить как текущие трудности в жизни индивида, которые могут быть связаны с расовыми аспектами и длятся более одного месяца. Сюда входят проблемы с жильем, трудоустройством, социальным функционированием и образованием.

Представители этнических меньшинств могут не только подвергаться действию общих для всего населения стрессоров, но и испытывают стресс в связи со статусом меньшинства. Эти специфические причины включают психотравмирующие факторы (например, расовые предрассудки, враждебность и дискриминация), а также внешние опосредующие элементы (система социальной поддержки) и внутренние (когнитивные факторы), которые влияют на восприятие индивидом значимых жизненных событий. Smith (1985) предложил термины “они-группа” (the out-group) и “мы-группа” (the in-group) для характеристики положения групп национальных меньшинств (“они-группа”), живущих в условиях культуры большинства (“мы-группа”). Статус “они-группа” приводит к социальной изоляции, социальной маргинализации и нестабильности положения, что усиливает обеспокоенность людей. Незавершенная или частичная ассимиляция представителей национальных меньшинств в условиях новой культуры большинства (принимающей страны) и полный или частичный отказ от собственной культуры могут оказаться дополнительными психотрав-мирующими факторами.

РАСИЗМ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Расизм, как индивидуальный, так и институционализированный, может создавать множество проблем, некоторые из них отражены во вставке 4. Может развиться чувство нестабильности собственного положения, когда человек имеет два или более различающихся и несовместимых социальных статуса (например, социальный статус определенного лица входит в противоречие с его статусом, вытекающим из этнического происхождения). Это противоречие между ролью и статусом, скорее всего, приведет к трудностям адаптации или к психическим расстройствам (Smith, 1985). Поскольку представители национальных меньшинств более “заметны” среди населения, составляющего большинство, их действия приобретают символическое значение и стереотипные представления усваиваются обществом. Smith (1985) считает, что заметность, повышенное внимание, отсутствие анонимности, поляризация и ущемление ролевых функций — это факторы, которые усугубляют стресс и надолго затрудняют жизнь.


Вставка 4. Проблемы, связанные с расизмом

Институционализированный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Индивидуальный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Угрозы.

Агрессивные действия.


Расизм представляет собой многомерный феномен, поэтому для многоосевого измерения влияния значимых жизненных событий было разработано много методов. Примеры различных сфер, оцениваемых с помощью некоторых методов, приведены во вставке 3. Многие шкалы были созданы для отдельных этнических групп, а в некоторых случаях — для изучения конкретных этнических особенностей и даже для отдельных исследований. Во вставке 5 перечислены некоторые факторы, влияющие на результаты воздействия проявлений расизма на индивида. Обобщая, можно утверждать, что расизм:

• может создавать особый социальный статус, что приводит к характерным нарушениям здоровья;

• может обусловливать специфическое воздействие факторов риска и имеющихся ресурсов;

• влияет на психологическое благополучие и функционирование индивида (Herman, 1996; Jackson et al, 1996; Williams, 1996; William-Morris, 1996).

Jackson и коллеги (1996) показали, что совокупное воздействие проявлений расизма и расовой дискриминации на человека ухудшает психическое здоровье больше, чем физическое. Необходимо глубже исследовать роль “локуса контроля” как вмешивающейся переменной при оценке психологического функционирования представителей этнических меньшинств.

ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАСОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ, 
И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Депрессия

Имеющиеся немногочисленные данные свидетельствуют о том, что значимые события социальной жизни, как и значимые жизненные события вообще, в значительной степени коррелируют с депрессией. В нескольких исследованиях продемонстрирована более высокая частота депрессивных расстройств в группах представителей этнических меньшинств (Nazroo, 1997; Shaw et al, 1999) и выдвинуты предположения, что это объясняется отрывом от привычного окружения, безработицей, бедностью и расизмом. В исследовании, посвященном изучению случаев умышленного самоповреждения среди женщин азиатского происхождения, Bhugra и коллеги (1999) обнаружили, что около одной четверти выборки переживали значимые жизненные события, связанные с расовой принадлежностью, хотя на основании этого исследования причинные связи установить невозможно.

Тревога

Модели стресса предполагают повышение уровня тревоги в ожидании возможных угрожающих жизненных событий. В исследовании, проведенном в Новой Зеландии, Pernice и Brook (1996) выявили значимую корреляцию между расовой дискриминацией и высоким уровнем тревоги у цветных представителей иммигрантов. Эти авторы также установили, что уровень тревоги был неожиданно высоким у тех иммигрантов, которые проводили значительную часть свободного времени с представителями своей этнической группы. Возможно, это были тревожные личности, искавшие успокоения в обществе представителей своей этнической группы. Было показано, что симптомы тревоги возникали после угроз расистского содержания (Thompson, 1996; Jones et al, 1996).

Посттравматическое стрессовое расстройство

Имеются данные об учащении случаев психогенных расстройств с симптомами, напоминающими посттравматическое стрессовое расстройство, которые развивались после переживания проявлений расовой дискриминации (Ritsner et al, 1977). Повышенная настороженность, обеспокоенность, нарушения внимания, высокий уровень фрустрации, негативизм, социальная изоляция, тревога и повторные наплывы воспоминаний о травмирующих событиях (“флэшбэки”) также описывались как следствие значимых жизненных событий, связанных с расовой принадлежностью .

Психозы

Единичные данные свидетельствуют о связи между психозами и значимыми жизненными событиями, связанными с расовой принадлежностью, о том, что институционализированному расизму придается решающее значение во взаимоотношениях, включающих соблюдение режима лечения и повторные визиты к врачу. Однако эмпирические данные не подтверждают этих выводов.

Взаимосвязи между значимыми жизненными событиями, обусловленными расовой принадлежностью, и развитием психических расстройств сложны. Лишь в последнее время исследователи начали их раскрывать.

РАСИЗМ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Проявления расизма, как индивидуального, так и институционализированного, вероятно, вызывают хронический стресс или же длительные затруднения, которые препятствуют успешному функционированию людей. Они понимают, что способны достичь большего, однако другие люди или система мешают их продвижению. Чинимые индивиду препятствия позволяют ему осознать то, что его интересы ущемляются, приводят его в замешательство, ранят его чувство собственного достоинства и снижают самооценку. Эти затруднения могут также способствовать дальнейшему отрыву представителей национальных меньшинств от их этнических групп, особенно в тех случаях, когда используемые ими методы преодоления постоянных затруднений отличаются от применяемых в этих группах, что еще больше усугубляет состояние психического напряжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивид, каким бы ни было его этническое происхождение, по-разному взаимодействует с социальной и культурной средой, в которой он живет, и реагирует на имеющиеся затруднения или на острые психические травмы. Переживаемые человеком значимые жизненные события, связанные с расовой принадлежностью, их осмысление, а также перманентные проявления расизма, по-видимому, ускоряют развитие психических расстройств. Однако научных исследований в этой области по-прежнему проводится недостаточно, а в некоторых выполненных работах методы сбора данных были сомнительными, что в значительной степени затрудняет любую интерпретацию и обобщение.

ЛИТЕРАТУРА

Bebbington, P., Hamdi, E. & Ghubash, R. (1998) The Dubai Community Psychiatry Survey IV. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 33, 501-509.

Bhugra, D. & Ayonrinde, O. (2001) Racial life events and psychiatric morbidity. In Psychiatry in Multicultural Britain (eds D. Bhugra & R. Cochrane), pp. 91-111. London: Gaskell.

— & Bhui, K. S. (1999) Racism in psychiatry: paradigm lost, paradigm regained. International Review of Psychiatry, 11, 236-243.

— & Cochrane, R. (eds) (2001) Psychiatry in Multicultural Britain. London: Gaskell.

— , Baldwin, D., Desai, M., et al (1999) Attempted suicide in West London. II. Psychological Medicine, 29, 1130-1139. 

Brown, G. (1998) Genetic and population perspective on life events and depression. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 33, 363-372. Brown, G. & Harris, T. (1978) Social Origins of Depression. London: Tavistock. 

Chahal, K. & Julienne, L. (1999) We Can '(All Be White. York: York Publishing Services. 

Commission for Racial Equality (1999) Ethnic Minorities in Britain. London: CRE. 

Finlay-Jones, R. & Brown, G. (1981) Types of stressful life events and onset of anxiety and depression disorders. Psychological Medicine, 11, 813-815.

Fitzgerald, M. & Hale, C. (1996) Ethnic Minorities, Victimisation and Racial Harassment. Home Office Research Findings no. 39. London: Home Office. 

Fuller, J. H. S. & Toon, P. D. (1988) Medical Practice in a Multicultural Society. Oxford: Heinemann. 

Gilbert, P. & Allan, S. (1998) The role of defeat and entrapment (arrested flight) in depression: an exploration of an evolutionary view. Psychological Medicine, 28, 585-598. 

Guereje, O. (1986) Social factors and depressions in Nigerian women. Acta Psychiatrica Scandinavica, 74, 392-395. 

Herman, A. (1996) Toward a conceptualisation of ease in epidemiologic research. Ethnicity and Disease, 6, 7—20. 

Jackson, J. S., Brown, X, Williams, D., et al (1996) Racism and the physical and mental health of African Americans. Ethnicity and Disease, 6, 132-147. 

Jones, D. R., Harrell, J. P., Morriss-Prather, C., et al (1996) Affective and physiological responses to racism. Ethnicity and Disease, 6, 109-122. 

Kovel, J. (1984) White Racism, a Psychohistory. New York: Columbia University Press. 

MacLachlan, M. (1997) Culture and Health. Chichester: John Wiley & Sons. 

MacPherson, W. (1999) The Stephen Lawrence Inquiry. Report of an Inquiry by Sir William Macpherson of Cluny. London: Stationery Office. 

Moore. L. (2000) Psychiatric contributions to understanding racism. Transcultural Psychiatry, 37, 147—182. 

Nazroo, J. (1997) Ethnicity and Mental Health. London: PSI. Paykel, E. S. (1994) Life events, social support and depression. Acta Psychiatrica Scandinavica Supplementum, 377, 50—58. 

Pernice, R. & Brook, J. (1996) Refugees' and immigrants' mental health. Journal of Social Psychology, 511-519. 

Ritsner, M., Ponizoysky, A. & Ginath, Y (1997) Changing patterns of distress during the adjustment of recent immigrants. Acta Psychiatrica Scandinavica, 95, 494—499. 

Rutter, M. (1985) Resilience in the face of adversity. Protective factors and resistance to psychiatric disorder. British Journal of Psychiatry, 147, 598-611.

Shaw, C. M., Creed, R, Tomenson, В., et al (1999) Prevalence of anxiety and depressive illness and help seeking

behaviour in African Caribbeans and white Europeans. BMJ, 318, 302-305. Smith, E. (1985) Ethnic minorities: life stress, social support and mental health issues. Counseling Psychologist, 4, 537-579. 

Thomas, A. & Sillen, S. (1991) Racism and Psychiatry. New York: Citadel Press. 

Thompson, C. E., Neville, H., Weathers, P. C., et al (1996) Cultural mistrust and racism. Journal of College Student Development, 31, 162-168. 

Thompson, V. L. (1996) Perceived experiences of racism as stressful life events. Community Mental Health Journal, 32, 223-233. 

Vadher, A. & Ndetei, D. M. (1981) Life events and depression in a Kenyan setting. British Journal of Psychiatry, 139, 134-137. 

Williams, D. (1996) Racism and health: a research agenda. Ethnicity and Disease, 6, 1—6. World Health Organization (1997) Lexicon of 'Cross-Cultural Terms in Mental Health. Geneva: WHO.

 William-Morris, R. S. (1996) Racism and children's health. Ethnicity and Disease, 6, 69-82.

ВОПРОСЫ С МНОЖЕСТВЕННЫМ ВЫБОРОМ

1. Существуют прямые причинные связи между значимыми жизненными
событиями, связанными с расовой принадлежностью, и:

а) шизофренией;

б) паническими приступами;

в) депрессией;

г) злоупотреблением психоактивными веществами;

д) преступлением.

2. Институционализированный расизм:

а) определяется как коллективная несостоятельность организации;

б) затрагивает, главным образом, цвет кожи, возраст, культуру, половую и расовую принадлежность;

в) включает определенную деятельность, установки и формы поведения;

г) всегда осознанный и преднамеренный;

д) дискриминационный.

3. На субъективное переживание проявлений расизма могут влиять:

а) особенности личности;

б) социальный класс;

в) жизненный опыт;

г) система социальной поддержки;

д) психическое состояние.

4. Что касается эпидемиологии значимых жизненных событий, 
связанных с расовой принадлежностью, то:

а) материалы регистрации правонарушений достоверно отражают распространенность значимых жизненных событий, связанных с расовой принадлежностью;

б) расовый мотив может ошибочно приписываться событиям;

в) затруднения в выявлении расовых конфликтов связаны с чувством стыда;

г) увеличение количества жалоб и заявлений отражает реальное учащение расовых конфликтов;

д) данные свидетельствуют о том, что до 60% расовых конфликтов скрывают.

5. В развитии депрессии нервно-психический стресс может проявляться в виде чувства:

а) отчаяния;

б) ущемления;

в) унижения;

г) поражения;

д) повышенной самооценки.

Ответы на вопросы с множественным выбором

1

2

3

4

5

аН

аВ

аВ

аН

аВ

вН

вВ

вВ

вВ

вВ

гН

гН

гВ

гН

гВ

дн

дв

дв

дв

дн

Н - неверно.В- верно.


На главную страницу Поиск Оставить комментарий к статье

Copyright © 1998-2003. Обзор современной психиатрии. Все права сохранены.